Не мигай
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Борьба за порядок на дорогах может стать смыслом жизни. Участники общества «синих ведерок» приносят в жертву общественной работе свои должности и даже личную жизнь. В борьбу, которая вырастает в масштабный гражданский протест, включаются рядовые водители, которые тратят свое время и деньги, чтобы привлечь нарушителей. Чего добиваются и чего могут добиться эти люди, пыталась понять «Газета.Ru».
Народ против власти
Автомобиль Nissan Almera координатора общества Петра Шкуматова украшен двумя пластмассовыми детскими синими ведерками, которые крепятся на крыше магнитами. Во все заднее стекло - наклейка с надписью «Пропускаю только 01, 02, 03». Прохожие и водители обращают внимание на эту атрибутику и одобрительно машут, улыбаются, мигают фарами. К этому синеведерочник уже привык: «За день не меньше десяти раз подходят и говорят теплые слова, приятно такое единодушие».
Меньше чем за год тлеющая в каждом водителе Москвы ненависть к чиновничьим кортежам вылилась в организованный гражданский протест. Акции по блокированию автомобилей с мигалками и съемка их нарушений на видео начали менять ментальность российских водителей даже вдалеке от Москвы - там, где мигалки большая редкость.
Число участников общества «синих ведерок» (ОСВ) уже превысило пять тысяч человек. Ежемесячная аудитория их сайта составляет 150-200 тыс. посетителей.
32-летний Шкуматов, улыбчивый бородач, ради затеи принес в жертву личную жизнь. Он потерял работу, его жена не стала мириться с фанатичным увлечением супруга и ушла. «Это оказалось несовместимо. Люди хотят от тебя внимания, а у тебя ведерки и мигалки, - говорит Шкуматов. - У меня на жизнь осталось 700 рублей. Из-за проблем в личной жизни у меня депрессия. Но если наша деятельность поспособствует восстановлению порядка, а людей будет гибнуть меньше, то это стоит того».
Каждый рабочий день активисты тратят на разъезды по подразделениям ГИБДД, куда инспекторы вызывают их для дачи показаний. На это «ведерки» напрашиваются сами, забрасывая интернет-приемную дорожной полиции сообщениями о зафиксированных ими нарушениях машин с мигалками.
На подходе к 3-му спецбатальону ГИБДД Москвы гаишники с улыбкой встречают уже хорошо знакомого им Шкуматова. «Петя, опять ты», - фамильярно, но по-дружески обращаются к нему один за другим инспекторы. Легко ориентируясь в коридорах ГИБДД, Шкуматов относит диск с видеозаписью автомобиля со спецсигналом, которому, судя по серии номера «амр77», мигалка не положена (с проблесковыми маячками ездят только авто серии «екх99» и «амр97»). Оригинал записи, которую требуют в ГИБДД, «ведеркам» прислал автор ролика, который раньше выложил его на Youtube. Сейчас он в Италии и, жалуясь на дорогой роуминг, все-таки выслал через 3G 300 мегабайт записи.
По словам Шкуматова, инспекторы априори не верят видеозаписи, постоянно придираются и настаивают на том, что это подделки. «В любой ситуации нужно проверять, потому что мотивы подачи заявлений могут быть различные и должно быть установлено лицо, которое находилось за рулем», - аргументирует придирчивость младших подчиненных замглавы ГИБДД генерал Владимир Кузин.
Многие участники ОСВ познакомились друг с другом именно в зданиях ГИБДД. Направлять заявления о нарушениях vip-водителей в массовом порядке придумал 22-летний учитель истории Данила Линдэле, который пришел в сообщество в январе этого года. Сейчас он нигде не работает - деятельность в сообществе стала одним из его основных занятий в жизни. «На самом деле это безумно интересно. И когда знаешь, за что и почему борешься, - это дает неимоверное вдохновение», - объясняет он. Его Hyundai ix30 также украшен двумя синими ведерками, а на заднем стекле кроме наклейки «Я пропускаю только 01, 02, 03» есть другая - «Я против партии жуликов и воров».
Очень многие, хотя и не все, «ведерки» - еще и оппозиционные активисты. «Обеспеченные слои населения, у которых есть автомобиль, наиболее критично настроены к власти. Эти люди меньше всего ходят на выборы, но наличие автомобиля дает им возможность более активной и непосредственной формы выражения недовольства», - объясняет политолог Михаил Виноградов.
Схватка за землю
Москва не избавилась от пробок одновременно с избавлением от Юрия Лужкова. Поставить автомобиль на стоянку в центре - практически невыполнимая задача. Но каждый москвич видит, что никаких проблем с парковкой нет у чиновников и сотрудников коммерческих учреждений, для машин которых огораживают проезжую часть в центре города. Днем куски земли общего пользования захватывают офисы, банки и госучреждения, а вечером это уже кафе, клубы, рестораны. Часто заведения делают парковку платной, а деньги кладут себе в карман. Но ни улица, ни прилегающая к зданиям территория им не принадлежат.
Кампанию по борьбе с нелегальными самозахватами в рамках проекта «Страна без глупостей» придумали известные российские блогеры - Илья Варламов и Дмитрий Терновский. Во время регулярных рейдов они заезжают на автомобиле на огороженную территорию парковки. Охранникам, которые часто в грубой форме требуют убрать машину, они предлагают вызвать сотрудников ГИБДД. Те либо, понимая незаконность своих требований, отказываются, либо вызывают, но потом попадают на штраф.
Здание управделами президента в Никитниковом переулке, территория под стоянку автомобилей чиновников огорожена цепями. Варламов убирает цепь и паркует свой Suzuki Jimny прямо под крыльцом управделами. Ошарашенный охранник подбегает и требует убрать автомобиль с казенной парковки, однако блогер объясняет ему, почему на этом месте может припарковаться любой желающий. Через три минуты охранник сдается и признает: парковаться здесь действительно можно всем.
«Когда соберется критическая масса автолюбителей, которые будут просто посылать людей, которые захватывают городскую территорию, то содержать парковщиков им станет невыгодно», - уверен Варламов.
Акция нашла широкий отклик среди водителей: блогерам пишут единомышленники из самых далеких городов. «Я занимаюсь тем, что меня волнует, - объясняет свою активность блогер. - Приятно, когда глупости вроде нелегальных парковок исчезают».
«Не включают мигалку, чтобы не шумела в салоне»
На пересечении Большой Якиманки с Большой Полянкой дежурят несколько активистов Федерации автовладельцев России (ФАР). Их можно легко заметить по ярко-зеленым жилетам с красной символикой организации. Все они, нередко окруженные журналистами, снимают на любительские видеокамеры и фотоаппараты езду по встречной полосе автомобилей, оборудованных спецсигналами. Место в этом смысле бойкое: через Большой Каменный мост каждое утро едет бесконечная вереница блатных.
Единственная возможность привлечь vip-водителя к ответственности - поймать его за ездой по встречке без специального звукового сигнала. Согласно ПДД, водители спецавтомобилей для получения преимущества на дороге должны включить как проблесковый маячок синего цвета, так и специальный звуковой сигнал.
Несмотря на то, что поток движется свободно, на встречную полосу вылетает Mercedes с мерцающей мигалкой, но без «крякалки». Высокий мужчина в темных очках и с аккуратно подстриженной эспаньолкой снимает иномарку на видеокамеру. Это лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев. Он указывает на следом проезжающую машину «скорой помощи», движение которой сопровождается громкой сиреной.
«Водители спецавтомобилей не включают звук мигалки, потому что она слишком шумит внутри салона», - объясняет он разницу.
Канаев, экономист по образованию, десять лет назад был преуспевающим бизнесменом. В родном Кемерово он возглавлял предприятие с оборотом в 500 млн рублей. Однако в 2000 году у него на глазах погиб друг и партнер по бизнесу: товарищ выехал на середину перекрестка на разрешающий сигнал светофора, когда ему в бок врезался автомобиль сотрудника ДПС. Как выяснилось, инспектор был сильно пьян. Катастрофа перевернула всю жизнь будущего лидера ФАР. «Тогда все оборвалось, и я понял, что жить дальше по-прежнему уже не смогу», - вспоминает он.
Чтобы привлечь общественное внимание к гибели товарища и добиться справедливого следствия, он организовал первый в своей жизни автопробег - вокруг мэрии Кемерово. В итоге инцидент осветили СМИ, а гаишника признали виновным и приговорили к 2,5 годам колонии-поселения. После этого Канаев ушел в общественную работу, оставил в Кемерово семью и переехал в Москву. Только спустя четыре года супруга и дочь переехали к нему в столицу. «Когда уехал, ребенок еще не пошел в школу, а сейчас уже в четвертый класс идет. Но я ни на секунду не жалею о том, чем занимаюсь», - вспоминает Сергей.
На сегодняшний день в акциях ФАР в Москве принимают участие 30-50 активистов, есть 12 координаторов. Всего движение насчитывает 16 тыс. сторонников в Москве и 132 тысяч по России. В отличие от «синих ведерок», борьба которых концентрируется вокруг неравенства на дорогах, деятельность ФАР расширяется на все актуальные проблемы, которые так или иначе касаются автомобилистов. Свои акции ФАР проводит практически каждую неделю: автопробег против повышения цен на бензин, митинг против транспортного налога, акции на борьбу с ловушками ГИБДД и тонировкой на автомобилях госслужащих.
Заявив о себе, организация быстро поняла, что стала врагом для властей. В прошлом году Госдума приняла закон, по которому автопробеги на автомобилях приравниваются к обычным демонстрациям. Отныне они так же, как и прочие манифестации, требуют заявок и согласований. В июне 2011 года ГИБДД Москвы получила право запрещать проведение автопробегов или других форм публичных акций в городе, если, по ее мнению, акция будет способствовать образованию пробок.
История цирка
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Сегодня в нашу жизнь прочно вошло слово "шоу", означающее не что иное, как зрелище. Зрелище - необходимое условие существования человека. Оно как составная часть любого празднества является одной из наиболее ранних форм общечеловеческой культуры. Традиции народного зрелищного искусства уходят корнями в глубокую старину как в России, так и на Западе. Уже в древности находились люди, чьим призванием было развлекать окружающих. В III тысячелетии до н.э. на о. Крит существовали особые сооружения (они считаются первыми в истории цивилизации), предназначенные для проведения народных празднеств и зрелищных представлений. В IV в. до н.э. в Афинах был сооружен первый монументальный каменный театр. Любопытно, что французское название бродячих акробатов - saltimbanques или banquistes (лицедеи) происходит от banc - скамья и имеет тот же корень, что и слово banquier - банкир. Речь идет о той скамье, на которой заключались торговые сделки на ярмарках и базарах. О той скамье, на которой бродячие актеры показывали свои трюки - большой доске, положенной на две подпорки. Интересно, что мир этих актеров назывался La Bank (банк). Появление русских бродячих артистов - скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи - профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам "ватагами", водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти "смехотворцы" и "гудошники" были носителями народного веселья и "глума" - сатиры. На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей. В нашем современном понимании эти люди объединяли профессии актера, певца, музыканта, танцора, акробата, жонглера, фокусника, дрессировщика. Выступали они в традиционных местах скопления людей - на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV - начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.
Балаган - народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. Само явление гораздо старше своего названия. В старину балаганами (от персидского слова "балахане" - верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках. В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название "балаган".
Жанры и стиль балаганных зрелищ бли разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи. Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины и многие другие. Еще в 30-х гг. нынешнего столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать знаменитого русского Петрушку. Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.
Традиции массовых театрализованных зрелищ также берут начало в глубокой древности. Уже давно было замечено, что в периоды мощных социально-исторических потрясений в жизни общества разнообразные зрелищные формы начинают играть все более заметную роль. Они способны даже придать определенную ориентацию действиям огромных масс. Толпа, по замечанию Гете, любит яркое, сильное, выразительное, разнообразное. В наши дни грандиозные по масштабам, иногда слишком помпезные театрализованные празднества стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни. Cтали уже традиционными представления на Бородинском поле в день годовщины Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. К 850-летнему юбилею Москвы на Красной площади состоялось оригинальное шоу "Наша древняя столица", поставленное режиссером А. Михалковым-Кончаловским. Развитию зрелищных форм содействует и научно-технический прогресс, открывший широкие возможности применению технических средств. Все помнят знаменитое лазерное шоу, которое организовал в дни празднования 850-летия Москвы французский режиссер Ж.М. Жарр.
Очень популярна эстрада - вид зрелищного искусства, в котором короткие концертные номера составляют целостную программу, рассчитанную на массовое восприятие. Корни эстрады также уходят в далекое прошлое. Однако в современных формах это искусство складывалось в Западной Европе на протяжении XIX в. В России искусство эстрады имело собственных предшественников, во многом определивших ее своеобразие. Во-первых, это были балаганы, о которых говорилось выше. Во-вторых, дивертисменты - небольшие концертные программы из нескольких разнообразных номеров, которые давались в театрах перед началом и после окончания основной пьесы. А когда артисты вышли из маленьких залов на площади, к народу, и распространилось понятие "эстрада" (от латинского strata - подмостки).
Первым профессиональным артистом русской эстрады обычно признается И.Ф. Горбунов (1831-1898), выступавший в дивертисментах Александринского театра.
Синтетическая и многожанровая по своей природе, эстрада всегда была связана с театром, кино, литературой, музыкой. Этот вид искусства мобилен, его любят миллионы людей. В наши дни эстрада вышл на стадионы и площади, где становится массовым зрелищем, рассчитанным на десятки тысяч зртелей. Огромные аудитории собирают сольные концерты известных певцов. Индустриальное производство развлечений на Западе достигло колоссальных размеров и результатов, демонстрируя свои гигантские возможности воздействия на массы. Цирк - один из самых древних, массовых и популярных видов искусства. Истоки современного цирка восходят ко времени более чем тысячелетней давности. Слово "цирк" происходит от латинского слова circus, что означает "круг". Но цирки Римской империи по устройству и назначению мало походили на сегодняшние. Для них строили огромные амфитеатры с вытянутой овальной ареной. Здесь на потеху жестокой толпе бились насмерть гладиаторы. Здесь казнили приговоренных к смерти преступников.
Цирковое искусство ведет свое начало от представлений на ярмарочных площадях средневековых городов и школ верховой езды. Цирк ориентировался на демократическую аудиторию, использовал опыт народных гуляний. Там, где собирался народ, появлялись артисты, умевшие делать удивительные трюки. На Нижегородскую ярмарку в России, где шла бойкая торговля, стекались актеры со всего света. Их называли в Западной Европе гистрионами и жонглерами, на Руси - скоморохами, в Средней Азии - дорбозами. От выступлений в кругу зрителей современный цирк унаследовал круговую арену. Один из первых современных цирков возник, можно сказать, в рекламных целях. В 1683 г. житель лондонскго предместья по имени Сэдлер обнаружил в своем садике лекарственную траву. Для привлечения пациентов он открыл в Лондоне театр и давал в нем бесплатные представления, подобные тем, что в старину разыгрывали бродячие артисты. Его преемник, Уильям Стоукс, включил в программу конные номера. В европейских школах верховой езды наездники демонстрировали свое умение управлять лошадью и проделывать различные акробатические упражнения. Нередко они возводили временные манежи и выступали на ярмарках и гуляниях. Именно наездники и стали первыми цирковыми артистами.
Считаются, что первый в мире постоянный цирк родился в середине XVIII в. в Англии, когда англичанин Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, построил в 1780 г. в Лондоне специальное здание для школы верховой езды, названное амфитеатром. Он же основал и первую цирковую династию. Помимо конно-акробатических номеров в программе впервые появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, клоуны, прыгуны и жонглеры, ставились целые спектакли. Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 г. его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово "цирк". Впоследствии это слово вытеснило прежние наименования. Однако общеевропейским достоянием его сделали австрийские и немецкие цирковые артисты, чьи имена, впрочем, не всегда звучали на немецкий лад. Ведь и сами основатели немецкого цирка - Петер Майе и Хуан Порте были родом из Испании. Цирк, как искусство зрелищное и не ведающее языковых барьеров, рано стал интернациональным. Жителей Нового Света с цирковым искусством познакомили англичане. В 1793 г. Джон Билл Рикетс, наездник лондонского Королевского цирка, открыл в Филадельфии первый американский цирк. Одним из наиболее восторженных поклонников его был президент США Джордж Вашингтон, учившийся у Рикетса основам верховой езды. Успех нового искусства способствовал возникновению передвижных разборных цирков - шапито. В финансовом отношении директор передвижного цирка рисковал, но если дела шли хорошо, мог очень быстро разбогатеть. Интересна история и русского цирка. Его истоки берут свое начало в Киевской Руси. Еще скоморохи на народных гуляниях и ярмарках исполняли комические сцены, показывали дрессированных медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования. В 1619 г. ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, иные из которых добирались даже до Сибири. В XIX в. в Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. В 1827 г. в Петербурге начал функционировать цирк, построенный Жаком Турниером. В 1877 г. в Петербурге открыл цирк Гаэтано Чинизелли. В Москве в 1847 г. на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье. С 1853 г. функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В.Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 г. деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне. Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 г. газета "Русский курьер" известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре. Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К.О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 г. купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870-1880 гг. деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 г. они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому. Только в 1911 г. Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России. У Никитиных выступали знаменитые мастера арены, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию. Начинали как гимнасты, иллюзионисты, сатирики, пробуя себя в разных жанрах. Анатолий был клоуном-сатириком, его политические злободневные репризы становились легендой. Владимир стал клоуном-дрессировщиком, создал научно обоснованный метод дрессировки, названный впоследствии дуровским. В.Л. Дуров основал в Москве лабораторию по изучению поведения животных, на основе которой позже был создан Уголок имени Дурова с Театром зверей, которым сейчас руководит внучка В.Л. Дурова - народная артистка России Н. Дурова. У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. Здесь же начинали многократный чемпион мира по борьбе, непревзойденный силач Иван Поддубный и его ученик, также чемпион мира Иван Заикин. Свое мастерство демонстрировали виртуозные жонглеры Ксения и Михаил Пащенко. Первоначально цирковые коллективы почти всегда возглавляли артисты. Директор сам выступал на манеже и руководил выступлениями своих партнеров и учеников. Со временем все чаще во главе цирков оказываются антрепренеры - люди, далекие от искусства, заботящиеся лишь об организационной и финансовой стороне дела. Государственные органы власти считали зрелищные предприятия и народные гулянья одной из статей дохода и стремились взять их под контроль. В циркуляре министра финансов предлагалось отность все зрелищные балаганы к елочным торговым заведениям и взимать с них соответствующие налоги и сборы. Городское управление взимало с антрепренеров значительную земельную пошлину. В 1927 г. в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Впоследствии многие его выпускники составили славу отечественного циркового искусства. Невероятно, но в 30-40-е гг. в услвиях жестокого политического террора, когда искусство несло потери, закрывались лучшие театры, цирк набирал силу и процветал. Объяснялось это тем, что значительная часть циркового репертуара была далека от политики. Власти поддерживали цирк, так как его яркие представления служили как бы наглядным подтверждением циничной в условиях массовых репрессий и голода фразы Сталина: "Жить стало лучше, жить стало веселее". В послевоенные годы цирк сохранил свою интернациональную сущность и пережил новый творческий подъем. Представления высокого профессионального уровня пользовались стабильным успехом за рубежом. Язык цирка без переводчиков понятен жителям всех странах и континентов.
Советские артисты принимали участие в большинстве международных конкурсов и получали награды. Многие имена принесли нашему цирку мировую славу. Зарубежные газеты писали об аттракционе Э.Т. Кио: "Кио - загадка ХХ века". Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил его имя первым на Доске Почета. Международная ложа артистов театров-варьете и цирка в Копенгагене присудила ему золотую медаль. Интересные аттракционы с дрессированными зверями создали укротители. Чуть ли не 100 видов животных и птиц выводили на манеж представители знаменитой династии Дуровых. Замечательным мастером арены показала себя Ирина Бугримова, первая в СССР дрессировщица хищников. "Медвежий цирк" создал Валентин Филатов. Дело непревзойденного мастера клоунады М.Н. Румянцева, известного всем как Карандаш, продолжили Л. Енгибаров, Ю. Никулин и М. Шуйдин, О. Попов и др. В цирке создавались целые спектакли со сквозным сюжетным действием.
Цирк Украины готовит собак - футболистов
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Национальный цирк Украины планирует подготовить номер с собаками-футболистами для гостей Евро-2012, сообщает ТСН.ua.
«Я хочу привезти собак-футболистов. Может, кто из болельщиков и гостей зайдет к нам на огонек», — сказал генеральный директор Национального цирка Украины Владимир Шевченко.
Кроме того, Шевченко сообщил, что накануне Евро-2012 будет готовится программа, которая будет включать абсолютно разные номера.
По его словам, посмотреть будет на что, ведь около 60% артистов, выступающих в известном французском Cirque du Soleil, из Украины.
Контакты
Реклама